Измененные состояния сознания, транс и медитация
Марианна Горошетченко
40

Путаница между понятиями «транс» и «медитация» встречается даже в профессиональной литературе. Авторы смешивают эти состояния, хотя между ними есть существенные различия. Которые важно понимать, если вы практикуете психотехники, хотя бы для того, чтобы отдавать себе отчет, в каком состоянии вы находитесь во время практики. Для начала, давайте определимся с терминами.

Измененное состояние сознания (ИСС) – состояние, в котором человек замечает качественный сдвиг в функционировании психики (большая или меньшая бдительность, увеличение или уменьшение количества визуальных образов, большая их четкость или размытость и т.д.)

К ИСС традиционно относят сон, переходные состояния между сном и бодрствованием, гипноз, экстаз, мистические переживания, аффект толпы, вдохновение, переживания при клинической смерти, наркозе, гипоксии мозга, горной болезни, приеме алкоголя и психотропных препаратов, сенсорной депривации.

И медитацию, и транс также относят к измененным состояниям сознания. Некоторые адепты медитации утверждают, что измененными являются как раз все остальные состояния, а медитация – «состояние неизменного сознания». Но, мне кажется, это не более чем терминологический спор. Для большинства людей медитация, конечно, является состоянием измененного сознания, поскольку в обычной жизни их психика функционирует совсем иначе.

Транс (от фр. transir — оцепенеть, от лат. transire — переходить границы чего-либо) — состояние, связывающее сознательную и бессознательную части психики. Активность сознания в трансе понижена, а бессознательное, напротив, проявляется активнее.

Человек может входить в транс при помощи специальных техник глубокой релаксации, а также спонтанно, под воздействием усталости, информационной перегрузки и т. п. С помощью транса организм защищает себя от стрессов, когда их количество и сила становятся чрезмерными.

В транс можно попасть, практикуя глубокую шавасану и йога нидру, особенно с визуализацией. При этом состояние обычного расслабления и успокоения психики сменяется выраженной активностью бессознательного: образами, воспоминаниями, яркими эмоциями, а зачастую — и спонтанным напряжением или сокращениями мышц.

Медитация происходит от латинского meditari — «обдумывать», «размышлять». Однако, в буддизме и йоге это скорее состояние созерцания. В классической йоге практика медитации охватывает три аспекта работы с сознанием: дхарана - «концентрация», дхьяна - «созерцание», и самадхи - «единение».

На языке пали медитация называется bhavana, что можно перевести как «окультуривание», «взращивание», «развитие». Буддийская бхавана — это культура ума, направленная на его успокоение, взращивание сосредоточенности, проницательности, развитие воли и аналитических способностей.

Состояния транса и медитации: сходства и различия

trans-i-meditaciya
  1. Сознание. Транс – это состояние пониженного сознания, или состояние дремы, когда на первый план выходят бессознательные процессы. Медитация же – состояние повышенной осознанности и внимательности.
  2. Активность мозга. И в трансе, и в медитации активность правого полушария повышена в сравнении с левым. Транс сопровождается определенными изменениями мозговой активности, снижением активности β-волн (логико-вербальное мышление) и повышением θ и δ-активности (глубокий сон, подсознание). Медитация повышает активность α-волн (пограничное состояние, визуализация, фантазии, спокойное внимание) и также снижает β.
  3. Внимание. Транс отличается от обычного состояния сознания направленностью внимания — при нем у человека образуется внутренний фокус внимания (то есть внимание направлено на образы, воспоминания, ощущения, грезы, фантазии и т. д.), а не внешний, как при обычном состоянии сознания. Медитация может иметь фокусом внимания как внутренние, так и внешние процессы (но чаще все же внутренние).
  4. Восприятие. В трансе наблюдается искажение восприятия (иллюзии в различных сенсорных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации). В медитации восприятие максимально обострено и отчетливо.
  5. Мышление. И в трансе, и в медитации наблюдается снижение вербального мышления и обострение образного, что опосредуется повышением активности правого полушария в сравнении с левым.
  6. Время. И в трансе, и в медитации меняется субъективное течение времени. Изменения могут происходить в обе стороны. В трансе может наблюдаться дезориентация во времени.
  7. Контроль и произвольность. Медитация – это целенаправленное и контролируемое сосредоточение на каком-либо объекте, в трансе же внимание движется свободно, контроль отсутствует, наблюдается переход контроля к ведущему или потеря контроля, иногда приводящая к страху утраты эго-идентичности (диссоциативные нарушения).
  8. Образ тела. В трансе наблюдается искажение схемы тела (ощущение уменьшения и увеличения каких-то частей тела друг относительно друга, иногда приводящее к деперсонализации и дереализации. В медитации такого не происходит.
  9. Память. В трансе снижается активность памяти, переживания быстро забываются. В медитации память обострена, что является следствием обостренного внимания.
  10. Эмоции. В трансе эмоциональная лабильность повышена, что может провоцировать выброс вытесненных эмоций, яркие эмоциональные переживания. В медитации, напротив, обычно снижена (эмоции отступают и приглушаются).

Круговая диаграмма состояний сознания

Круговая диаграмма состояний сознания Р.Фишера

Разобраться во взаимоотношениях транса и медитации может помочь круговая диаграмма состояний сознания. Создатель этой модели – Роланд Фишер, немецкий психолог и психиатр, изучающий медитативные и экстатические состояния сознания с помощью ЭЭГ (электроэнцефалографии).

На круговой модели слева находятся состояния, характеризующиеся увеличением возбуждения ЦНС (центральной нервной системы), которые можно назвать также эрготропными, или состояниями с повышением возбуждения симпатической нервной системы.

Справа находятся состояния, которые характеризуются снижением возбуждения ЦНС, или расслаблением. Их можно назвать также трофотропными, то есть с преобладанием активности парасимпатической нервной системы.

Интересно, что и в первом, и во втором случае наблюдается выравнивание активностей правого и левого полушарий по данным ЭЭГ. Другими словами, в этих состояниях работа сознания смещается от вербальной (речевой) и логической к чувственной, образной и символической. Кроме того, и в первом, и во втором случае снижена двигательная активность, и восприятие больше ориентировано на внутренние переживания.

Верхняя половина спектра охватывает «нормальные» состояния, привычные для многих людей и относительно легко достижимые в практике. Это состояния расслабления, неглубокой медитации, сна, вдохновения, тревоги и т.д.

Нижняя же половина включает сверхсознательные или болезненные состояния. Любопытно, что и те, и другие характеризуются одинаковыми изменениями электрической активности мозга. Так, состояние дхьяны (глубокой медитации) примерно соответствует по ЭЭГ состоянию депрессии. И это поднимает интересный вопрос о разделении болезни и духовного развития. Важно подчеркнуть, что конкретное состояние, в котором находится сознание, зависит от культурных особенностей, а также интеллектуального, эмоционального и духовного багажа личности.

Интересно также, что из состояния гипервозбуждения психика зачастую не возвращается в «нулевую точку», а попадает в примерно равное по силе состояние гиповозбуждения, и наоборот. Такая отдача может быть рассмотрена как защитный механизм психики.

Например, из состояния сна БДГ (быстрых движений глаз) человек вследствие отдачи переходит не в бодрствование, а в состояние медленноволнового сна. Точно так же из состояния медитации  или глубокого покоя можно спонтанно перейти в трансовое состояние. И такой переход постоянно происходит на практике. При этом снижается внимательность, могут возникать яркие образы и эмоции, а также искажается телесное восприятие: кажется, что тело стало очень тяжелым, или наоборот легким, или куда-то движется, или отдельные части тела изменили размер или положение в пространстве.

Отдачи возможны на всех горизонтальных уровнях. Такая способность к отдаче – признак здоровой психики. Больной человек – это тот, кто, застревая на левой или правой стороне спектра, неспособен к отдаче и к возвращению к обычному состоянию повседневной рутины. Такое возвращение возможно или напрямую, по тому пути, по которому пришли, или через горизонтальную отдачу по зигзагообразной траектории.

Отдачи связаны с интенсивностью симпатического или парасимпатического возбуждения. Но поскольку каждое состояние сознания обусловлено и культурой, и состоянием возбуждения, мы не можем сказать, например, что западный человек на пике галлюциногенного экстаза отбрасывается в состояние самадхи.

У биполярного пациента в состоянии мании может произойти отдача, но не в состояние дхьяны, а в депрессивную фазу болезни. В Индии 17 миллионов санньясинов, которые оставляют семьи после того, как вырастят своих детей, предпочитая жить медитативной жизнью. Можно ли сказать, что они страдают от депрессии, сопровождающей кризис среднего возраста?

На крайних точках спектра находятся состояния нирвичара1 самадхи и мистического экстаза. Между ними находится состояние пустоты, которое больше не является переживанием и называется ниродха. Оно характеризуется самым низким уровнем метаболизма, какой только совместим с жизнью. Это абсолютное прекращение сознания, которое может длиться до семи дней. Очень немногие способны войти в это состояние «самости» и оставаться в нем в течение определенного времени из-за «отдачи» – возвращения от экстаза к нирвичара самадхи.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ КУРС ПО ПСИ-ЙОГЕ 22.06-28.07 2019г. >>>>>

_____

1 Нирвичара (nirvicārа – без мысли) самадхи – состояние ума без содержания, беспредметное, лишенное всех желаний, эмоций и мыслей.