Психические защитные механизмы в йоге
Марианна Горошетченко
53

Мышечные зажимы тесно связаны с представлением о защитных механизмах психики. Защитный механизм – термин, который ввел Зигмунд Фрейд. Это неосознаваемая реакция психики на негативное переживание, направленная на его ослабление или удаление из сознания.

Защитные механизмы активизируются в ситуации неразрешимого внутреннего конфликта, когда исправить ситуацию нельзя, а эмоции, которые возникают, невыносимы. Психика пытается изолировать их, чтобы избавиться от страдания. Однако, это избавление достигается дорогой ценой: развиваются мышечные зажимы, неврозы и психосоматические заболевания.

Психоаналитики выделяют около 30 разнообразных защитных механизмов. Мы не будем рассматривать их все, коснемся лишь нескольких, имеющих отношение к практике йоги.

Вытеснение (подавление)

Целенаправленное забывание или игнорирование неприятных событий и переживаний. Которые, однако, не пропадают из памяти и продолжают влиять на поведение человека, его психическое состояние и сны. Попытка уйти от тяжелых мыслей и чувств в другую деятельность, которая вытесняет непереносимые эмоции и воспоминания из сознания. Например, «посмотрю фильм, чтобы забыться и не думать о плохом», «нужно занять себя работой, чтобы отвлечься» и пр.

Вытеснение в йоге

Вытеснение напрямую связано с темой мышечных зажимов По убеждению основателя телесно-ориентированной психотерапии В. Райха, «ригидность мускулатуры – соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования». Лишь научившись осознавать и принимать свои эмоции, а также их адекватно выражать, можно избавиться от зажимов. Иначе с каждой новой эмоционально тяжелой ситуацией они будут проявляться вновь, даже будучи устраненными с помощью йоги, массажа или других телесных практик.

У людей, склонных к вытеснению, йога часто вызывает неприятие, ведь, оставшись один на один с собой, они начинают осознавать то, от чего так старательно пытались уйти: тревогу, раздражение, тоску и другие неприятные переживания. Особенно это касается шавасаны и других техник релаксации и медитации. Однако, путь избавления от неприятных переживаний проходит через их осознание, поэтому таким людям стоит, несмотря на психический дискомфорт, продолжать практику и учиться осознавать свои эмоции в процессе занятий, как я описала в предыдущей статье.

Избегание

Применяя эту защиту, человек не забывает о неприятных чувствах, как в случае вытеснения. Он просто избегает ситуаций, в которых может испытать их. Например, человек со страхом полетов избегает летать на самолетах; со страхом общения – старается минимально контактировать с другими людьми.

Проблема, однако, в том, что эта тактика лишь повышает уровень тревоги, ведь человек чувствует, что жизнь выходит из-под контроля. Более того, наступает сенсибилизация, т.е. негативные переживания вызываются все более и более слабыми стимулами.

Например, мне известен случай, когда женщина, испытывая страх при общении с незнакомыми людьми, постепенно дошла в своем избегании до того, что перестала выходить из дома. Любая попытка покинуть квартиру вызывала у нее приступ паники и рвоту, так что она перестала это делать. Так продолжалось несколько месяцев, пока муж, обеспокоенный ее состоянием, не обратился к психологу. Психолог посоветовала им выйти из дома вдвоем. С тазиком. Они так и поступили, в первый раз ее вывернуло на лестничной клетке, во второй раз – на лестнице, в третий – на улице. После этого реакция прекратилась. Но супруги еще сутки не возвращались домой – боялись, что все вернется. Не вернулось. Поэтому единственный способ, которым лечится избегание – это действие.

Избегание в йоге

Для людей, склонных к избеганию, йога часто становится убежищем от жестокого мира. Более того, в йоге такой человек находит оправдание, считая себя отрешенным и непривязанным аскетом, а не страдающей от невроза личностью. В результате избегание только усиливается, а жизнь обедняется, пока не превратится в простое поддержание существования, с минимумом потребностей и контактов.

Йога, однако, должна привести к освобождению духа, а не к росту обусловленности. Если, занимаясь йогой, вы чувствуете все больше ограничений, то ваша практика ошибочна, поведение невротично, а результаты - самообман. Ищите в йоге поддержку и силы для решения проблем, а не способ избежать негативных эмоций.

Соматизация

«Отелеснивание» негативных эмоций, приводящее к возникновению неприятных телесных ощущений вместо эмоциональных переживаний, а в дальнейшем — разнообразных заболеваний. Другое название — «бегство в болезнь».

Такие люди уделяют повышенное внимание собственному здоровью. Как правило, они категорически отрицают связь болезни и своего психического состояния. В своих взглядах на эти вещи они непреклонны, могут агрессивно спорить, игнорировать чужие доводы, слишком чувствительно реагировать на замечания и советы. Один из примеров соматизации негативных эмоций – кардионевроз, который, по сути, является соматизацией тревоги и страхов.

При кардионеврозе человек жалуется на боли в области сердца. Симптомы всегда описываются ярко, эмоционально и образно. Так, одни жалуются на «сердце в тисках», другие - на «пустоту в грудной клетке», кто-то и вовсе – на остановку сердца.

Часто такие люди обвиняют окружающих в своем состоянии и используют его как способ манипуляции. Вспомните классический образ тетушки, которая держится «за сердце» (где-то слева, в районе нижних ребер), кричит: «Ты меня в могилу сведешь!» и хватается на корвалол или валокордин. Которые, на самом деле, являются успокоительными препаратами, а не сердечными. Вот классическая картина кардионевроза.

Все эти симптомы, однако, не являются следствием органического поражения сердца и не несут реального риска умереть. При истинной же стенокардии человек старается свести движения к минимуму, т. к. они усиливают боль. Его описание симптомов всегда четкое и сдержанное, пациент принимает таблетку нитроглицерина и терпеливо ждет исчезновения боли.

Такие симптомы могут возникать не только в области сердца. Это могут быть повышение давления, боли в животе и расстройства пищеварения, приступы удушья и масса других расстройств.

Соматизация в йоге

Такие ученики обычно очень упрямы во взглядах и тяжелы для обучения. Они убеждены, что природа их проблем – органическая, и отрицают любую иную информацию. Всегда чрезмерно критичны, мыслят конкретно, гордятся своей логичностью и неэмоциональностью, в йоге признают только физическую составляющую. Как правило, им сложно расслабиться.

Однако, единственный путь справиться с таким расстройством – признать его психическую природу. Путь избавления лежит через релаксацию (для снижения уровня стресса и силы переживаний) и медитацию (для воспитания навыков самонаблюдения и осознавания эмоций). Лишь научившись различать свои эмоции и принимать их, они смогут свести на нет соматическую составляющую проблем, хотя и столкнутся на этом пути с массой неприятных переживаний.

Диссоциация

Отделение себя от своих переживаний. В результате человек воспринимает события так, будто они происходят с кем-то посторонним, говоря впоследствии: «как будто это происходило не со мной». Такая позиция защищает от непереносимых эмоций. Особенно склонны к диссоциации люди, перенёсшие тяжёлую травму: насилие, катастрофу, угрозу жизни и т. п.

Это защитная реакция на психическую травму в опасных условиях, требующих собранности и контроля. Человек может трезво оценивать ситуацию и реагировать с холодным расчётом, что может сохранить ему жизнь. Однако, этот механизм применяется некоторыми людьми не только в действительно опасных, а просто в эмоционально тяжелых ситуациях. Такие люди с трудом налаживают эмоциональный контакт, кажутся холодными и отстраненными. Позволяя «трезво» оценить ситуацию, диссоциация блокирует восприятие ее эмоциональной составляющей.

Диссоциация в йоге

В некоторых случаях человек может настолько диссоциироваться от себя, что начинает видеть себя со стороны, вплоть до ощущения выхода из тела. Техники релаксации могут усилить подобные симптомы, вплоть до проявлений деперсонализации. Как правило, это очень пугает человека, а зачастую и обостряет его состояние в обычной жизни, приводя к манифестации болезни. Поэтому людям, склонным к диссоциации, не стоит использовать йога-нидру и вообще длительные техники релаксации и трансовые техники.

Аутоагрессия

Перенаправление агрессии на самого себя, причинении себе вреда, телесного или психического. Проявляется в самообвинении, нанесении себе телесных повреждений, саморазрушительном поведении (алкоголизме, наркомании, экстремальных видах спорта, опасных профессиях).

В основе такого поведения лежит неспособность выразить агрессию по прямому адресу, если она направлена на родителя или другого значимого человека, от которого зависят жизнь и благополучие.

Агрессия может быть направлена на другой безопасный объект, например, младшего ребенка или животное – тогда это называется замещением. Но если такого человека нет либо если такое поведение осуждается и является неприемлемым, агрессия оказывается направленной на самого себя. Человек начинает обвинять себя во всех проблемах, считает себя недостаточно хорошим и не заслуживающим любви.

Казалось бы, это поведение противоречит самому инстинкту самосохранения. Но несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы, эмоционально они оказываются более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.

Российский психолог А. А. Реан предлагает понятие «аутоагрессивный паттерн личности» и выводит в своих исследованиях несколько корреляций такого паттерна с другими чертами характера:

  1. Уровень аутоагрессии выше у людей, склонных к интроверсии, педантичности, демонстративности, депрессиям и неврозам.
  2. Для людей с высоким уровнем самоагрессии характерна низкая самооценка в отношении умственных способностей, тела, способности к самостоятельности, успешности в деятельности.
  3. Уровень аутоагрессии ниже у общительных людей и выше — у застенчивых.
  4. Аутоагрессия практически не связана с негативным восприятием других. Наоборот, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивным восприятием значимых людей.

Аутоагрессия в йоге

Аутоагрессивные люди склонны чрезмерно жестко и осуждающе относиться к своему телу, внешности, поведению и способностям. Они также склонны считать, что нужно «работать над своими недостатками», «стремиться стать лучше», но так как это сопряжено с неприятием себя сегодняшнего, то их работа над собой сопряжена с самонаказанием и насилием.

В их представлениях о йоге присутствует постоянный внутренний конфликт между Я-идеальным (гибким, стройным, красивым, спокойным и совершенным), к которому надо стремиться любой ценой, и Я-реальным, которое достойно лишь осуждения и стыда.

Они совершенно игнорируют такие сигналы, как боль, дискомфорт, болезнь и усталость. Часто используют жесткие диеты и изнуряющие тренировки. В йоге, на первое место выходит правильность и совершенство асан, регулярность занятий, а вовсе не самочувствие и настроение в результате практики. Они терпят боль, и поэтому часто травмируются. Как правило, не уделяют внимания техникам релаксации, или уделяют, но неспособны расслабиться, потому что и к релаксации относятся как к тяжелой работе над собой.

Для таких людей важно в первую очередь осознать сам факт самоагрессии, почувствовать злость, направленную на себя. Затем нужно выработать навык доброго и поддерживающего отношения к себе, принятия всех своих черт и проявлений. Нужно перенаправить вектор усилий в саморазвитии с «улучшения» и «исправления» себя на достижение спокойствия, здоровья и эмоционального благополучия. И только после того, как самопринятие и самоподдержка станут устойчивыми навыками, можно выводить человека на понимание истинных адресатов его негативных чувств и работу с этими чувствами.

В следующей статье поговорим о сопротивлении в йоге и сбросе негативных переживаний.

ponravilas-statya-1