Практика медитации: история и современность
Валентина Зобнина, Марианна Горошетченко
46

Практика медитации уходит корнями в далекое прошлое. Во время раскопок Хараппской цивилизации и Мохенджо-Даро (предположительно 3300-1300 гг. до н. э.) были обнаружены печати, на которых изображен человек в позе, похожей на баддха конасану, одну из йоговских асан для практики созерцания:

1-kharappa-pechat

Изображения людей в похожих позах были обнаружены и среди древних храмов цивилизации Майя (2000 гг. до н. э. - 900 гг. н. э.). Такие барельефы и фигурки из камня найдены в Мексике, на полуострове Юкатан:

2-merida-muzey-2 2-merida-muzey

А это - изображение на храме в знаменитом комплексе Чичен-Ица, возведение которого началось в V веке н. э:

3-chichen-ica1

Мы не знаем, какие практики стоят за изображениями людей, жившими более тысячелетия назад, но вероятность того, что медитация была известна и практиковалась во многих цивилизациях мира с давних времен, очень высока.

В Древней Индии аскезы и медитация были практикой прежде всего лесных отшельников и искателей истины, покинувших социум. Особенно движение отшельничества стало популярным во времена Будды, когда традиционное общество столкнулось с последствиями растущих городов, среди которых было социальное расслоение и увеличение междоусобных войн.

Вот что пишет об этом времени индийский философ Д.Чаттопадхьяя:

«Это было время, когда Северо-Восточная Индия впервые стала свидетельницей возникновения жестоких государств – Магадхи и Косалы – на развалинах племенных организаций… Видудабха, правитель Косалы, как полагают, при жизни Будды подверг самой зверской резне шакьев, народ Будды, не пощадив ни детей, ни женщин.

…Короче говоря, проблема, которая его больше всего волновала, была, по существу, проблемой практической. Она касалась умопомрачительного множества страданий, которые он наблюдал вокруг, и ему хотелось найти практическое ее разрешение. Но как вообще можно было решить эту проблему в современных ему условиях?

Конечно, не могло быть и речи о действительном устранении несчастий в том мире, в котором он жил. Это невозможно в принципе. Поэтому у пророка оставался лишь один-единственный выход – найти идеальное решение реальной проблемы, а в качестве непременного условия этого осуществить такое психологическое преобразование личности, при котором чувство переживаемого несчастья может быть преодолено».1

Если до этого времени уход в лес и аскеза считались уделом пожилых людей, готовящихся совершить переход в иной мир, то в VI в. до н. э. среди искателей истины появилось много молодых людей, среди которых был и принц Сиддхартха (Будда), отправившийся искать ответы на вопросы о природе счастья и страдания, когда ему было всего 29 лет.

Около шести лет Гаутама практиковал жестокие аскезы и умерщвление плоти, пока однажды, находясь на пороге смерти от истощения, не решил отказаться от такой практики. Именно тогда Будда и достиг просветления. Его учением стал отказ от крайностей самоистязания и слепого следования за удовольствиями, - Срединный Путь, сердце которого - культивирование нравственности, мудрость и медитация.

Походы Александра Македонского на Восток положили начало новому эллинистическому миру. Именно в III веке до н. э. впервые появляются изображения Будды, который своими чертами лица очень похож на героя Древней Греции:

4-izobrazhenie-buddy-1-2-vv-n-ye

А в Греции, похоже, стала практиковаться медитация, что нашло косвенное отражение в философии стоиков. Однако утверждать, что древние греки тоже медитировали, мы не можем, поскольку огромная часть книг была сожжена после принятия христианства императором Константином в IV веке н. э., и у нас не осталось достоверных документальных доказательств.

В XV - XVI веках не только купцы из Европы открывали для себя новые торговые возможности на Востоке, но и христианские миссионеры-иезуиты. Проповедники христианства были первыми, кто составил словари дальневосточных языков, ведь им особенно важно было правильно донести свое учение. Иезуиты не только проповедовали, они также учились у местного населения, и, в итоге, некоторые испанские миссионеры привезли на Запад дзэн-буддийскую медитацию, которая до сих пор практикуется в католических храмах. В Испании и сегодня существует такое явление, как “католический Дзэн” (Zen católico).

На современный Запад техники осознанности пришли, в основном, через знакомство с философией и практиками Буддизма уже в конце XIX - начале XX веков. Само слово медитация (“meditatio”) пришло к нам из латыни и означает “размышлять”, “обдумывать”. То, что сейчас известно как “медитация осознанности” или “mindfulness” на Западе - это перевод “сати” на пали, языке, на котором говорил Будда, и означает “осознавание, памятование”.

Значительный интерес к Буддизму и техникам медитации возник в психоаналитическом сообществе в 1920-30-х годах, когда стало ясным, что открывшему роль бессознательного, инстинктов и сексуальности психоанализу стало не хватать дальнейшего развития. Сам Зигмунд Фрейд начал изучать медитацию в конце 1920-х годов, и в 1930 году он писал: “...По правде говоря, мне нужно было решиться на это гораздо раньше...”

В 1957 году Эрих Фромм организовал конференцию, посвященную Дзен-буддизму и психоанализу, в которой приняли участие доктор Дайсэцу Судзуки, автор знаменитого “Введения в Дзен-буддизм” и около пятидесяти психологов и психиатров из США. Впоследствии Эрих Фромм опубликовал небольшую работу “Дзэн-буддизм и психоанализ”, в которой подчеркнул сходство восточного и западного подходов.

Фриц Пёрлз, основоположник гештальт-терапии, также интересовался медитацией и провел несколько месяцев в традиционном дзэн-буддийском монастыре в Японии, будучи уже на шестьдесят девятом году жизни. В его подходе особенно важна осознанность своих чувств и мыслей, в чем несомненно влияние практики созерцания.

Александр Лоуэн, основоположник телесно-ориентированного подхода, известного как биоэнергетический анализ, также интересовался практиками Дальнего Востока и медитацией, которые и легли в основу многих упражнений. Список имен знаменитых психотерапевтов, интересовавшихся Востоком и практиковавших медитацию, можно продолжать еще долго. Важно одно: интерес к медитации возникал на протяжении всей истории человечества, и в XX веке лучшие умы снова обратили внимание на психотерапевтические свойства восточных практик. Объединение проверенных тысячелетиями практик Востока и аналитического подхода Запада дало рождение новой психологии и психотерапии, значительно расширив арсенал психотерапевтических методов и углубив понимание психики человека.

Начиная примерно с последнего десятилетия прошлого века, на Западе стала развиваться медитация осознанности, или “mindfulness”. Медитация была освобождена от религиозных атрибутов, символов, учений и впервые выделена как независимый психотерапевтический метод, который может использоваться под руководством психотерапевта или самостоятельно. Среди пионеров такого подхода можно выделить психологов Тару Брак (Tara Brach), Джона Кабат Зинна (Jon Kabat-Zinn) и Джека Корнфилда (Jack Cornfield).

Сегодня медитация практикуется как в традиционных монастырях Азии, так и в современных медитационных центрах Европы, Америки и Австралии. Это практика, не имеющая ограничений и привязанности к религиям и нациям. В Азии многие монастыри открывают свои двери западным ученикам, организовывая курсы по разным аспектам медитации - совсем не монастырский формат. В Европе и Америке медитация широко применяется как один из методов психотерапии, успешно заменяя медикаментозное лечение депрессии, тревожности и других расстройств. На данный момент сделано более тысячи исследований влияния медитации на улучшение памяти, концентрации, самочувствия и большей удовлетворенности жизнью.

В частности, согласно результатам испытаний, проведенных в Оксфорде (Великобритания) и Институте Технологий Массачусетса (США), регулярные медитации по 20-30 минут в день меняют химический состав крови и улучшают работу головного мозга. Всего за пару месяцев улучшается сон, память и способность концентрироваться.

В другом исследовании добавление практики медитации к стандартным программам реабилитации для людей, перенесших серьезные сердечные заболевания, на 41% снизило смертность в 2 следующих года и на 46% снизило уровень рецидивов. Практикующие медитацию в течение длительного периода времени на 87% меньше подвергаются риску инфаркта, на 55% меньше риску онкологических заболеваний, на 30% меньше риску инфекционных заболеваний.2

Помимо этого, практика осознанности широко применяется в больницах как один из методов лечения депрессии, биполярного и пограничного расстройств, повышенной тревожности. Когда лечение сопровождается психотерапией, заметны улучшения в состоянии пациентов, больных раком и ВИЧ. Совместно с буддийскими монахами ведутся исследования, как медитация влияет на общее самочувствие, умственные способности и здоровье, и новые данные позволяют совершенствовать программы когнитивной психотерапии.

Помимо применения медитации как психотерапевтического метода, на Западе практике осознанности - “mindfulness” - уже обучают в некоторых школах. После введения занятий по медитации в образовательных учреждениях сразу было отмечено уменьшение агрессии среди подростков, улучшение дисциплины и общей атмосферы. Помимо занятий для учеников, в некоторых школах учителя обязаны проводить неделю в интенсивной медитации раз в полгода, что значительно снижает риск профессионального выгорания.

Медитация - издревле известный способ работы с умом, который и раньше, и сейчас применяется как лекарство. Эта техника лишена мистики. Проста, и при этом невероятно эффективна. А главное, 20 минут медитации в день помогут избавиться от множества болезней и недугов, как психических, так и физических. Более полно насладиться счастливыми моментами жизни и с большей осознанностью пережить трудные времена. Каждый может овладеть техникой практики осознанности, главное - пробовать, экспериментировать и претворять в жизнь.

В следующей статье мы рассмотрим подробно, что такое медитация, и поговорим о самых распространенных мифах о практике осознанности.

ponravilas-statya-1

_____

1 Чаттопадхьяя Д. От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история.

2 D. Orme-Johnson, Medical care utilization and the transcendental meditation program. Psychosomatic Medicine, 1987.